XVI Рождественские чтения. Резолюция

  

Кириллица  

Хранители Азбуки

   Глаголица

 

XVI Рождественские чтения. Резолюция.

  С Е М И Н А Р

 

Церковнославянский язык в школе: с чего начать?


31 января 2008 года


РЕЗОЛЮЦИЯ


В ходе работы семинара были рассмотрены вопросы, связанные с преподаванием церковнославянского языка в школе. Участники пришли к следующим выводам:

  1. Церковнославянский язык был с момента принятия христианства на Руси не только культовым языком Церкви, но и культурным языком всего общества, при взаимодействии с которым был создан национальный литературный язык, поэтому необходимо признать и правомочность изучения церковнославянского языка в школе, поскольку без знакомства с ним невозможно полноценное овладение родной речью, а также осознанное восприятие русской литературы.

  2. Уникальность церковнославянского языка, его роль для отечественной духовности, культуры и словесности признавались крупнейшими русскими учеными, писателями и поэтами. Неоспоримость его влияния на развитие, сохранение и обогащение русского литературного языка сказалась на его признании в статусе учебной дисциплины.

  3. Опыт отечественной дореволюционной школы свидетельствует о том, что преподавание русского и церковнославянского языка положительно сказывается на лингвистическом и этнокультурном становлении личности. Разработанный учеными метод сравнительно-исторического изучения родного языка на основе знакомства с церковнославянскими формами является достоянием отечественной лингвистической и методической науки и представляет собой путь для плодотворного осуществления межпредметных связей, одновременно вовлекая в область изучения несколько предметов.

  4. В нашей стране накоплен богатейший опыт преподавания церковнославянского языка, о чем свидетельствует значительный объем учебной и методической литературы ХIХ века и заметный рост учебных изданий по церковнославянскому языку, начавшийся с конца ХХ века (И.А. Архиповой, В.К. Журавлева, А.А. Плетневой, А.Г. Кравецкого, Е.В. Макаровой, Н.П. Саблиной, В.П. Супруна, С.М. Чертовой и др.). Можно утверждать, что современная наука обладает всем необходимым дидактическим, методическим и технологическим аппаратом для внедрения в школьное обучение изучения элементов церковнославянского языка.

  5. Оптимальным путём введения в школьное образование церковнославянского языка является изучение в начальной школе и в 5 классе церковнославянской азбуки с использованием азбук (Н.П. Саблиной, Л.В. Дорофеевой и др.) и прописей (Е.В. Макаровой1, И.А. Горячевой и др.).

  6. Для среднего звена и более поздних этапов школьного образования можно рекомендовать введение элементов церковнославянского языка в процесс изучения других предметов, прежде всего русского языка и литературы, а также истории, музыки, ИЗО и других предметов. В настоящее время имеются методические разработки данного направления, прошедшие апробацию в российских школах. В МПГУ Е.В. Макаровой под руководством профессора доктора пед. наук А.Д. Дейкиной защищена кандидатская диссертация на тему «Методика изучения церковнославянского языка как путь осуществления межпредметных связей в современной школе» (2007).

  7. Экспериментально подтверждена организующая роль церковнославянского языка в системе межпредметных связей со значительным количеством предметов, входящих в базисный учебный план (литературой, историей, математикой, музыкой, ИЗО, иностранными языками и др.), а также в блок элективных курсов и в дополнительное образование, развитию которого на современном этапе придается большое значение. В связи с чем участники семинара считают возможным рекомендовать распространение опыта, накопленного в ГОУ СОШ № 9812 и НОУ СОШ «Живоносный Источник» г. Москвы и отраженного в ежегодном проведении семинаров в рамках Международных образовательных Рождественских Чтений (2005-2008 гг.).

  8. Следует обратить внимание педагогической общественности на трансляцию научно-практического опыта в виде публикаций секцией церковнославянского языка статей в научных сборниках и в периодической печати, а также в виде сборника уроков «Врата учености», в котором отразилась методическая идея ознакомления с церковнославянским языком за счет интеграции и межпредметных связей.

  9. Необходимо использовать опыт реализации Года русского языка и Национальной программы поддержки и развития чтения для дальнейшего совершенствования преподавания церковнославянского языка на всех этапах школьного образования.

  10. Учитывая важность церковнославянского языка как языка богослужения и важного компонента катехизации, обратиться в оргкомитет Рождественских Чтений с предложением включить в следующем году в программу пленарного заседания в Кремлевском Дворце Съездов выступление представителя секции с докладом об опыте, накопленном сообществом преподавателей церковнославянского языка.

  11. Поддержать идею создания мультимедийного пособия по церковнославянскому языку, подготовленного коллективом авторов под руководством к.ф.н. С.А. Наумова из Санкт-Петербурга. Отметить вклад в распространение методических разработок преподавания церковнославянского языка интернет-семинара, основанного в Санкт-Петербурге действительным членом Петровской Академии Наук Н.П. Саблиной и ее учениками.

  12. Отметить роль проведения внеклассных мероприятий, в первую очередь праздников славянской письменности и культуры для распространения знаний о церковнославянском языке в широкой среде учащихся, как православных, так и общеобразовательных школ. Использовать опыт гимназии прп. Сергия Радонежского (г. Новосибирск), школы «Живоносный Источник» (г. Москва), издающих сценарии и другие методические материалы по подготовке подобных мероприятий.

Резюмируя работу секции и научно-практического семинара по церковнославянскому языку, их участники считают необходимым обратиться в Оргкомитет Рождественских Чтений с предложением рассмотреть вопрос о создании межрегионального научно-методического центра по церковнославянскому языку, обладающего правом экспертной и издательской деятельности.


Резолюцию готовили:

проф., д. пед. наук А.Д. Дейкина (Москва), сопредседатель,

проф., д. фил. наук В.И. Супрун (Волгоград),

к. пед. наук Е.В. Макарова (Москва), сопредседатель,

к. фил. наук И.В. Бугаева (Москва),

к. филос. наук С.М. Шестакова (Москва), куратор.

Резолюция принята общим голосованием участниками семинара и круглого стола (всего по спискам регистрации 74 человека).


 

1 Прописи получили гриф «Рекомендовано» МО РФ и гриф ОРОиК МП РПЦ.

 

2 В школе действует городская экспериментальная площадка ««Изучение элементов истории русского языка и славянской письменности как средство повышения уровня образования в современной школе».

 

 Резолюция семинара XVI Рождественских чтений
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»