Е. В. Макарова
Методические рекомендации преподавателю церковнославянского языка.
ачальное обучение церковнославянскому языку не предполагает детального изучения разделов грамматики. Основная его задача - научить бегло и правильно читать тексты, красиво и без ошибок писать слова. Подробное знакомство с грамматикой и синтаксисом - задача более поздняя, приступать к которой целесообразно в том возрасте, когда грамматическая система современного русского языка уже в основном сложилась в сознании ученика, т.е. не ранее седьмого-восьмого класса. И все же некоторые темы следует изложить детям еще в начальной школе, в то время, когда идетработа над формированием активного навыка чтения. Для этой цели в текстах по чтению нужно выбирать соответствующие слова, выписывая их, выделяя окончания, объединяя их в группы, дополняя наиболее распространенными примерами.
В программной подаче материала возможны как параллельное, так и последовательное тематическое планирование разделов русского и церковнославянского языков. Например, при изучении падежей имени существительного на уроках русского, можно познакомить детей с категорией звательного падежа на уроках церковнославянского. Но можно это сделать тогда, когда падежи уже изучены, т.е. в следующей учебной четверти. Опережающее компонование тем, когда вначале происходит знакомство со звательным падежом, а изучение системы падежей в целом, представляется неоправданным.
В процессе обучения важно учитывать возможность использования возрастных особенностей учащихся начальной школы для раннего формирования филологического чутья и лингвистического мышления.
|